Обзор представителей китайского автопрома
Всего пару лет назад с китайскими автомобилями имели дело только специалисты. Но уже сегодня можно заметить неизвестные нам модели, которые часто схожи с Isuzu или Toyota выпуска 90-х годов. Встретить их можно в самых различных местах, будь то рекламный плакат или журнал. Большинству русских автолюбителей стали известны многие китайские марки, благодаря успеху автодилеров.
Первое появление ласточек
Great Wall или по-китайски Changcheng, а также Xinkai стали первыми китайскими марками на Российском рынке продаж. Это были похожие друг на друга пикапы и джипы с большими рамами, стоимость которых довольно близка. Первая мысль, которая возникала, это то, что они близнецы с одинаковыми характеристиками. Но на деле все выглядело иначе. В ходе проводимого опроса компанией Соло Консалтинг, среди которого присутствовали опытные технические эксперты из 62 сервисных китайских центров, качество джипов, производимых в Great Wall, заслужило неудовлетворительную оценку ниже среднего, а Xinkai и вовсе заняли 3 место с конца, оказавшись в самой худшей группе.
В настоящее время в распоряжении Китая находится более 130 марок легковых авто, а аутентичных китайских марок всего в пределах 70. Не стоит их недооценивать. В Европе речи о продаже Xinkai и Great Wall еще не было. Зато из Поднебесной прославились другие модели: Geely, Landwind и Chery (на китайском известны под названием Jili, Lufeng, Qirui). Однако третья из них стала известной из-за скандала. Причиной стала четкая копия микролитражки Daewoo Matiz. Несколько семейных хэтчбэков и седанов (гольф класса) на европейском рынке предоставляет Geely. А седаны бизнес класса разрабатываются маркой Zhonghua.
Конкуренцию этим автомобилям составляют большие корейские седаны, а по качеству и цене они занимают высокие места. Такое приобретение в Китае обойдется стоимостью 17 000-26 000$.
Наибольшей популярностью может похвастаться марка Landwind. Isuzu Rodeo 90-х годов очень похожи на ее новые внедорожники Х6, вот только современные автомобили оснащает мощный китайский двигатель объемом 2.8 и 2.4 литра, изготовленный строго с лицензией Isuzu и Mitsubishi, а интерьер выполнен в новых традициях. Китайцы рассчитывают продавать в Европе более 30 тыс. своих хорошо укомплектованных внедорожников по вполне приемлемой цене в 14 000-15 000 евро. Но прошли слухи о том, что в ходе испытаний Landwind на безопасность по версии AD AC автомобили оказались самыми кошмарными за всю историю проверок. Эта новость сильно повлияла на имидж компании. Сразу же после выставки своих авто китайцы обратились в очень уважаемую организацию TUV, где выяснилось, что безопасность этих джипов соответствует условиям. Тогда европейские автолюбители еще больше запутались. Вся правда в том, что европейские, корейские и японские производители очень боятся конкурентов из Китая. Было задано множество вопросов по качеству китайских автомобилей, ведь стоимость этих джипов значительно ниже, чем у конкурентов. Исходя из всей информации, стало сложно понять, какие все же внедорожники нам подойдут.
Что же творится в Китае?
На протяжении долгого времени Китай выпускает продукцию для корейцев, немцев, американцев и японцев. Среди них такие популярные марки, как: VW, Toyota, BMW, Hyundai, Honda, Mercedes, Nissan, Ford и другие. И нет ничего странного в отношении того, что китайцы делают качественные автомобили. Поэтому в наше время к китайским товарам мало претензий.
Существует несколько китайских производителей, которых можно разделить на 5 основных групп:
К первой группе относятся производственные предприятия иномарок.
Сюда входят крупные совместные предприятия автомобильного холдинга и иностранные автопроизводители, акции которых можно приобрести на бирже. Можно назвать самые основные из них, например: Chang'an Automobile Group, Industry Group (SAIC), Shanghai Automotive, Beijing Automotive Industry Group (BAIC), First Automotive Works Group (FAW), Dongfeng Motor Corp. Это пять крупнейших холдингов, которые в 2004 году достигли производства в 3,5 миллиона авто, а на китайском рынке они занимают 65% долю от всех легковых автомобилей. Такие марки, как Honda, VW, Hyundai занимают особую долю производства. Также некоторые гиганты производят автомобили и под своими марками. К примеру, можно взять FAW, которые изготавливают автомобили под маркой Hongqi, а сейчас имеют популярную модель седана Mingshi.
В целом можно сказать, что это Audi 100 из 90-х, но с обновленным интерьером и мощным китайским двигателем, изготавливаемым по лицензии Nissan. Помимо всего FAW создает маленький седан Huali В-класса с хорошим движком объемом 1.0-1.4 литра. В Китае такая машинка обойдется в 4 000-7 000 $. Также микроавтобусы маркой Futurer или Yuan, полноразмерные пикапы и джипы с маркой Dongfeng производят в Dongfeng Motor Corp. С большим успехом продаются микроавтобусы марки Chang ' an Automobile Group. Огромной линейкой джипов обладает и BAIC.
Во второй группе располагаются молодые автопроизводители, которых создали частные предприниматели при поддержке властей в 80-90-х годах.
Эти компании занимают достойные места в перовой десятке по количеству изготовления легковых автомобилей. Среди них самые популярные марки Chery и Hafei.
Благодаря широкому ассортименту новых моделей седанов и хетчбэков В и С класса, а также микровэнов и микроавтобусов Hafei занимает твердые позиции внутри китайского рынка. Что касается компании Chery, то она стала довольно популярной из-за своей точной копии на Daewoo Matiz. В Китае ее стоимость составляет в пределах 3 500 $.
К третьей группе относятся производители автобусов, грузовиков, строительной, сельскохозяйственной и военной техники, мотоциклов, которые приняли решение отказаться от производства "легковушек".
Из них можно перечислить такие марки, как Jianghuai, Lifan, Geely, Great Wall и массу других.
Если прочитать историю китайцев, то можно узнать, что после лошадей они пересели за руль автобусов и грузовиков, затем появились велосипеды, а уже потом мотороллеры. Относительно недавно большая часть людей в Китае разъезжала на скутерах. Однако уже сейчас почти все перешли за руль собственного автомобиля, что повлияло на решения многих крупных компаний в пользу легковых авто. За прошлый год личным автомобилем стало управлять более 5 миллионов жителей Китая. Правда, большей частью этих автомобилей являлись скромные микроавтобусы, вмещающие в себя от 5 до 7 пассажиров. Однако цена на них довольно высокая, от 4 000 $. Не так давно появились новые хетчбэки и седаны гольф класса, имеющие современный двигатель 1.3-1.6 литра. Очень интересная история связана с производством торговой марки Geely, где впервые выпуск автомобилей начался с 1987 года. А началось всё с того, что некий господин Сю Ган, являющийся владельцем компании Zhejiang Jili Group приобрел совсем новенький Mercedes S - class. Но разъезжать он на нем не стал, а полностью разобрал этот автомобиль. После этого, скопиров каждую деталь, он полностью восстановил машину. В итоге запустилось первое производство серийних автомобилей под маркой Geely, а Mercedes S продолжил колесить по китайским дорогам.
В четвертой группе находятся компании, занимающиеся производством необходимого оборудования и комплектующих для производства машин.
Здесь насчитывается более 40 компаний. Впервые на свет марки данной группы появились во время настоящего роста продаж автомобилей в Китае (примерно 3-7 лет назад). По тем временам покупали практически все выпускаемые модели и не удивительно, что в некоторых случаях продажа выростала до 100%. Тогда и зародились первые рамные внедорожники. В то же время появились клоны известных торговых марок: BMW, Mitsubishi, Toyota, Mercedes-Benz.
В качестве примера можно взять Honda C - RV, у который встречается около 12 китайских клонов, различающихся по качеству, схожести и цене. Серьезно этим бизнесом занимается лишь малое количество компаний, и годовой выпуск автомобилей составляет 5 000-10 000. В скором времени большинство этих компаний перестанут выпускать автомобили. Как правило, качество у таких машин очень низкое и производство приходится очень редко. Но все же есть компании, которые могут побороться за свое место и будут стабильно производить хорошие, современный автомобили, отвечающие всем нынешним параметрам. Возможно, когда-то мы увидим их и на своих дорогах.
В пятой группе остаются те компании, которые никак не связаны с выпуском транспортных средств.
Для этих компаний производство автомобилей не является основным бизнесом. В качестве примера можно обратить внимание на марку BYD, которая занимает место примерно в 3-4 десятке. Ее основной бизнес рассчитан на производство мобильных аккумуляторов, поставляющихся самым крупным мировым производителям мобильников. Полностью все детали BYD не выпускает. Однако эту марку можно увидеть на малолитражках Flyer, а уже осенью начался выпуск новеньких седанов гольф-класса F 3 и семейного F 5. Эти седаны оснащены новым двигателям мощностью в 100 л. с и объемом 1.6 литра. По внешности они будут похожи на Toyota Corolla. Как правило, все марки, относящиеся к этой группе, раскручивались с нуля и покупали технологию у иностранцев. Все эти компании объединяет то, что они не могут производить большие объемы производства.
История почти каждой марки (независимо от группы) начиналась с ремонтного или механического завода под названием Народная Освободительная Армия Китая, сокращенно НОАК. Здесь зарождались почти все автопроизводители Китая. Другим местом стали крупные государственные предприятия, организованные государством в 80-е для производства некоторых европейских и японских марок. Ярким примером служат несколько десятков различных марок микровэнов, начавшие свою историю с Daihatsu Atrai в 80-х. Глубокая модернизация пикапов Toyota или Isuzu привела к появлению известных нам рамных джипов. Все они оснащены топливным двигателем 2.3-2.4 литра, или дизелем 2.8 литра.
Почти все 130 автомобильных компаний тесно связаны между собой и имеют свой общий капитал, бизнес или возможно акции, а также вместе занимаются производством. Они могут обанкротиться, и на их месте появляется другая компания, а кто-то может выпустить сразу 3 усовершенствованные модели. Все это зависит от размера и роста китайского рынка. Более того китайское правительство жестко регулирует каждую компанию и следит за развитием рынка. В настоящее время рынок до сих пор терпит изменения. Постепенно рынок все более насыщается, и конкуренция становится очень высока. Поэтому у некоторых может значительно снизиться уровень продаж, а кто-то и вовсе уйдет в убытки. Тут-то и происходит настоящий взрыв новых моделей автомобилей из Поднебесной.
Настоящим лидером продаж в Китае является Hyundai Elantra. За ним расположились такие модели, как Toyota Corolla, Honda Accord, VW Santana. Настоящий барьер продаж в 100 тыс. автомобилей преодолела китайская модель FAW Huali. На 4-х дверные седаны приходится огромный спрос более 60% как среди китайцев, так и среди азиатов. Поэтому многие производители изготавливают седаны специально под них.
Среди чиновников очень популярны удлиненные на 10 см Audi A 6 и VW Passat, производящиеся в Шанхае. Второе место по праву принадлежит хэтчбэкам. Китайцы воспринимают их как микролитражную машину класса А или В, с объемом двигателя в 1.0, иногда в 1.3 литра. Стоимость такого приобретения в Китае обойдется в сумму 3 000-6 000 $. А за 5 000-10 000 $ можно приобрести седаны гольф класса. Также микровэны можно приобрести за 4 000-11 000 $. Эти 3 вида автомобилей составляют большинство, судя по китайской классификации. Пикапы наряду с джипами составляют 7% на рынке. А минивэны еще меньше-4%. Но сейчас в основном в Китае производится большое количество пикапов и внедорожников, внешне похожих друг на друга. Китайские компании нередко копируют самые популярные модели (Toyota Prado, Honda C - RV, Lexus RX 330), а некоторые делают очень успешные модели, взяв идею у других.
Самыми популярными марками внедорожников в Китае являются Great Wall, Zhongxing и Liebao (по количеству продаж 55 тыс., 28 тыс. и 24 тыс.). Первая марка уже знакома почти каждому автолюбителю в России, а вот Zhongxing в России представлен только пикапом Адмирал.
По лицензии Mitsubishi-Liebao производит джипы Pajero, модели которых продаются как под их маркой, так и под японской. Есть еще и другие хорошие модели внедорожников. Возможно, скоро и мы о них узнаем. Приобрести китайский пикап у себя на родине выйдет в 7 000-11 000 $, а полноразмерный джип в 8 000-15 000 $. Но наиболее современные модели, оснащенные множеством других преимуществ, обойдутся китайскому покупателю за 15 000-18 000 $.
За короткий отрезок времени китайские автопроизводители прошли стадию огромного роста, терпели потери и неудачи. Но конкуренция на рынке Китая дает стимул автомобилестроителям на борьбу за каждого клиента. Поэтому китайскому рынку предстоит еще рости и рости. И в скором времени будем ожидать от них новых, качественных моделей авто.